Беляева Элеонора Валериановна
1 декабря 1935 — 20 апреля 2015
Самая элегантная, самая интеллектуальная, самая изысканная – так говорили и говорят до сих пор те, кто на протяжении более трёх десятков лет смотрел её передачу «Музыкальный киоск». Рассказывая об Элеоноре Валериановне Беляевой, всегда хочется употреблять эпитеты превосходства, которыми её награждали в советское время.
Поклонники были по всей стране – с Кавказа ей круглый год присылали розы и фрукты, а из Средней Азии – ароматные дыни. По легенде, главным поклонником теледивы был генсек Леонид Ильич Брежнев, который классическую музыку не жаловал, но был очарован редким сочетанием красоты, интеллекта и неповторимого утончённого стиля телеведущей. Легенда это или нет, но звание Заслуженной артистки РСФСР Элеоноре Беляевой присвоили всего за несколько дней до смерти советского руководителя.
С детства она мечтала стать певицей. Окончив музыкальную школу по фортепиано, поступила в музучилище на вокальное отделение, а потом пошла учиться в знаменитую Гнесинку. Будучи студенткой она вышла замуж за баяниста Анатолия Беляева, и родила дочку Машу.
Незадолго до выпуска, у молодой студентки пропадает голос. На дипломном выступлении в знаменитой Гнесинке Беляева получила паралич связок, сорвав голос, и это поставило крест на многообещающей карьере оперной певицы. К травме привело неверное определение вокального амплуа, в котором Элеонора Валериановна находилась всё время обучения. Но годы в учебном заведении такого высокого уровня не прошли даром – Беляева безукоризненно разбиралась в самых сложных музыкальных направлениях, на равных говорила о классической музыке с профессионалами высочайшего уровня.
Причины этого явления так до конца и остались неясны. Одна из причин была, что её педагоги тащили в колоратурное сопрано, при выраженном лирическом, и в итоге голос серьёзно просел. По другой версии, потерей голоса стали психологические проблемы, связанные с семейными неурядицами и расставанием с мужем.
Чтобы выжить одной с маленькой дочкой, ей некоторое время приходилось переписывать ноты и обучать на дому детей игре на фортепиано. Но помощь пришла от бывшего однокурсника, в будущем знаменитого дирижёра Владимира Федосеева. Он помог ей устроиться на телевидение редактором музыкальных программ.
Поработав в отделе народного творчества, и потом в отделе классической музыки, Элеонора Беляева подошла к важному моменту своей биографии. А. Габрилович в 1960 году создал проект «Музыкальный киоск». Эта передача являлась неким дополнением к «Голубому огоньку». Полгода она добросовестно работала музыкальным редактором в только что открывшемся «Музыкальном киоске». Полученное глубокое музыкальное образование и безупречный музыкальный вкус позволяли ей великолепно справляться со своей работой.
Ровно через пол-года Элеонора Беляева совершенно неожиданно для себя стала ведущей «Музыкального киоска». Заболела постоянная ведущая передачи Нина Кондратова, и Элеонора заменила её. И даже никто не мог тогда подумать тогда, что она отправляется в телевизионное плавание длиной в 32 года. Но именно так и стало.
Элеонора Валерьяновна очень быстро родила свой неповторимый стиль ведения передачи. Мало кто помнит, но в 60-е годы передача велась в прямом эфире, и чем-то напоминала старые голубые огоньки. Ведущая ходила от столика к столику и разговаривала с гостями.
Только в 70-е годы, формат передачи стал привычным для нас. Э. Беляева, под музыку А. Цфасмана, открывала свой киоск, как правило с какой-то газетой в руках, и как бы заглядывая в неё, рассказывала о достижениях музыкальной жизни…
Элеонора Валериановна была эталоном ведущей. В ней было сочетание естественности, простоты и даже лёгкого женского кокетства. И это сообщало ей некий аристократизм.
Многие отмечали стиль, имидж ведущей, называли её «наша Катрин Денёв». Причёски, которые делали лучшие парикмахеры, самые актуальные наряды, подобранные в лучших советских ателье, элегантный грим. На неё старались быть похожими, подражали, следили за поведением и манерой держаться. И, конечно, то, как интеллигентно она общалась с гостями студии, как рассказывала о музыке с экрана, приковывало и заставляло прислушаться даже тех, кто далёк от мира классики.
Она не говорила какие-то глубокие аналитические вещи. Она не занималась музыкальной критикой. Но она нам на экране подавала мастеров. И мы — зрители — понимали, что то что возникает в «Музыкальном киоске» это уже определенный уровень. Это то что нужно слушать, что нужно показывать, и на что стоит обратить внимание.
Свою удивительную просветительскую миссию, она несла много лет. Передачи её были настолько автономные и авторские, что туда особо не лезли редакторы и всякие консультанты. Понимая, что Элеонора Беляева, всегда даёт качественный продукт.
Но не Бахом единым – она пробовала показывать в эфире, к примеру, Шаляпина, который был под запретом из-за эмиграции. А в 1975 году в выпуске, посвящённом исключительно классической и народной музыке в её консервативном варианте, прозвучала тогда ещё полулегальная «Машина времени», которую записали специально для передачи.
Был еще один аспект популярности передачи, в те годы немаловажный. Это гардероб ведущей. Многие женщины, не особо увлечённые культурой и музыкой, смотрели передачу, только ради разглядывания гардероба Э. Беляевой. Она за все эти долгие годы ни разу не повторила свой костюм в эфире, и всегда была одета по высшим стандартам моды.
Так и осталось загадкой, как ей удавалось это делать в те годы. Ведь особо тогда это не приветствовалось на ЦТ. Но у Элеоноры Беляевой всегда в кадре возникала то какая-нибудь брошь в виде розы, то пиджак из журнала «Бурда», то импортный платок в горошек и т.д. И еще она очень умело пользовалась косметикой, в которой женщины часто улавливали какие-то заграничные новшества. Так получилось, что ведущая в брежневское время, была иконой стиля для многих женщин, наравне с женщинами из «Кабачка 13 стульев».
Элеонора Валериановна сумела так всё сделать в своей жизни, что вокруг неё фактически не было скандалов. Её личная жизнь также для всех оставалась тайной. Пишут, что у нее было три мужа, и что у всех было имя Анатолий. Но никто никогда других её мужей, кроме народного артиста России, баяниста Анатолия Беляева не видел.
Когда новые киночиновники «Киоск» закрыли в 1993 году (последний выпуск был под номером 1472), из-за нерентабельности, то Элеонора Валериановна довольно тяжело заболела. Впрочем, тут произошло настоящее чудо. Конечно не без помощи её друзей, где главную роль сыграл продюсер В. Сергеев. Она смогла победить онкологию. И даже стала ещё лучше и краше выглядеть. Она сильно похудела, но её улыбка, и её ум еще потом долго освещали различные конкурсы и музыкальные фестивали. Она оставалась востребованной фактически до самой смерти. Последний раз она вела концерт в 2014 году. А весной 2015 года она умерла.
В общем-то только сейчас стало ясно, что Элеонора Беляева была великой женщиной, выдающейся телевизионной звездой. Всё к чему она прикасалась становилось золотом. Её ум, такт, объём знаний и воля были образцовые. Сейчас таких людей на телевидении просто нет.
«Тридцать лет с телеэкрана я говорила с людьми о том, что люблю сама, поэтому считаю себя человеком бесконечно счастливым и состоявшимся», – говорила Элеонора Валериановна Беляева.
Беляева Элеонора Валериановна
Вам также понравится…
- Веденеева Татьяна Вениаминовна
- Бэлза Святослав Игоревич
- Бодрова Нонна Викторовна
- Бодров Сергей Сергеевич
- Белянчикова Юлия Васильевна
Мы ВКонтакте vk.com/afisha_orsha и наш канал в ТЕЛЕГРАМ t.me/afisha_orsha присоединяемся…
Эфир Первое ПИОНЕРСКОЕ радио — радио для тех, кто слушал Молодежный канал — Новости ПИОНЕРского радио — Контакты — О нас
Оршанская АФИША — городской информационный портал _ it-orsha — изготовление, наполнение, обслуживание сайтов
